Сегодня хотелось бы поделиться с вами картиной, которая экспонируется в Краеведческом музее Анапы. Она является частью экспозиции, которая посвящена Матери Марии (Елизавете Юрьевне Скобцовой, в девичестве Пиленко, по первому мужу Кузьминой-Караваевой).
Несколько лет назад, как и многим посетителям анапского музея, её уже приходилось видеть. Тогда она не произвела абсолютно никакого впечатления, т.к. на картине нет той мощи, которая была приписана крепости Анапа другим художником (эта картина так же есть в Краеведческом музее Анапы и она как бы «украшает» экспозицию, посвящённую периоду Русско-Турецких войн),
или ярко представлена в ролике об Анапе:
Эти изображения основаны на чертежах крепости Анапа от 1798-го и 1807-го годов, но совершенно без учёта профилей крепостной стены. Если рассмотреть все имеющиеся в наличии крепостные профили, получится примерно такой вид со дна крепостного рва в районе Русских ворот (в турецкий период Пашинских):
Чтобы это хоть как-то подтвердить (для тех, кто верит рисункам, отвергая чертежи), вернёмся к картине из нашего музея.
Автор картины – анапчанин Крутько Платон Яковлевич, член Союза художников СССР. В библиотеке сайта anapatoday.com о нём есть статья 3.Н.Лемякиной, которая была опубликована в №9 журнала «Санаторно-курортное лечение и отдых в Анапе» за 2007 год. Коротко сообщу, что Платон Яковлевич приехал в Анапу со своими родителями. Здесь он окончил 3 класса церковно-приходской школы, затем учился в Строгановском художественно-промышленном училище. В 1907 г. Крутько возвратился в Анапу, преподавал черчение и рисование в городском училище и гимназии и много рисовал.
Представленная картина называется «Анапа в конце 19-го века». На картине изображено состояние восточной части крепости. Такой крепость была с момента перестройки в 1794-1798 годов, за исключением некоторых несущественных изменений крепостных верков. На картине справа виден гласис крепостного рва. Он был искусственным, насыпным. Это хорошо видно на фрагменте чертежа крепости Анапа 1837 года
и на карте 1894 года:
На этом же чертеже можно найти подтверждение:
- наличия въезда в крепостную часть города около Русских ворот и слева от 6-го бастиона;
- наличия изображенных на картине двух дорог;
- искусственной природе гласиса крепостного рва напротив 4-го и 5-го бастиона (здесь был низкий уровень, составляющий всего 1 метр над уровнем моря).
Единственный существенный недочёт картины – это квадратная форма 6-го бастиона. На самом деле он был классической пятиугольной формы:
За 6-м бастионом изображено двухэтажное каменное здание, которое было построено в 1843-1844 годах и до 1855 года использовалось как госпиталь.
После возвращения русских войск в Анапу 1856 году это здание никак не использовалось и только в 1889 году оно было продано товариществу С.Петербургской табачной фабрики А.Н.Богданова и Ко. За этим зданием художник изобразил церковь.
Напротив госпиталя и церкви на картине изображены длинные строения. Говорят, что это якобы турецкие казармы. Это не так, ведь на карте 1837 года на этом месте абсолютно ничего нет, что означает более позднее время возникновения этих построек. На плане Анапы начала 20-го века эти строения подписаны как "Городское" и "Мариинское" училища. Эти здания были расположены по границе современного археологического музея.
Картина П.Я.Крутько наглядно подтверждает имеющиеся в распоряжении карты и схемы крепости Анапа, а так же приведённый фрагмент 3D модели.
Это важно не только с точки зрения знаний о крепости вообще. Сейчас идёт организационный период в большой работе по проекту восстановления Пятого бастиона крепости Анапа и крепостной стены до Русских ворот (о начале подготовки проекта восстановления Пятого бастиона читайте в блоге).
В такой работе очень важно знать, как же на самом деле выглядела крепость в этом месте и позволяет быть более точными при проведении проектных расчётов и работ.
Демидов А.В.
Как Крутько увидел Анапу сверху.он на самолёте вокруг летал или на дирижабле?
Гость, думаю, что он никуда не летал, а просто залез на колокольню построенного тогда Осиевского храма и посмотрел на историческую часть города, на ещё оставшиеся элементы крепости ))
Безусловно, Крутько был талантливый художник, и по свидетельствам анапчан очень интересный человек. Версия Alexader,а о эскизе написания картины с колокольни Осиевской церкви, на мой взгляд очень правдоподобна. На картине есть детали, которые невозможно выдумать!
Гость, на что может сподвигнуть человека, который взобрался на колокольню? Ну... плюнуть вниз )) Художнику захотелось нарисовать картину! Он и нарисовал. Просто понять перспективу этой части города с земли не так то просто, а сверху - самое то!
А что скажете насчёт добавления в блог об Осиевском храме (совпадение внешнего вида с другим проектом)?
Пятый бастион крепости Анапа должен быть восстановлен!