Блоги / Анапская церковь: "быль и небыль" + 3D модели

Такой анапскую церковь не видел никто из современников )))

Анапская церковь 3D модель


В полдень 12-го июня 1828 года русские войска вошли через брешь между четвёртым и пятым бастионами крепости Анапа, тем самым покорив её в предпоследний раз. На одном из бастионов, обращенных к морю,  был поднят флаг Начальника Морского Штаба, дабы известить флот, что Анапа покорилась Российскому Государю. Флот в ответ победоносно салютовал этому флагу, который был поднят в первый раз после его учреждения. После продолжительной осады крепость пала, а сама она представляла из себя почти сплошные развалины. Большинство строений были разбиты нашими ядрами, выпущенными с кораблей Черноморского флота, а в некоторых местах строения сгорели от наших бомб и брандскугелей. Разрушенной Анапе предстояла длительная мирная жизнь, но в первые годы было много работы по восстановлению военной и гражданской инфраструктуры крепости. Анапе, как городу верующей державы, очень недоставало православного храма. Этот вопрос остро встал всего через два года.

25 августа 1830 года главнокомандующий русскими войсками на Кавказе Иван Фёдорович Паскевич пишет главе военного министерства Александру Ивановичу Чернышеву[1]:  «По неимению в Анапе ни одной церкви Греко-Российского исповедания, молитвословие отправляется в неприличном месте (сарае).

На предписание моё о приискании там здания для помещения церкви, я получил донесение, что нет другого строения, кроме большой каменной турецкой мечети, которая, однако же, в некоторых местах разбита ядрами и потому требует исправления, на что и на покупку колоколов по смете исчислена сумма 17,692 р. 91 коп. План и фасад означенной турецкой мечети, равно и смету, ко мне представленные, прилагаю, имею честь просить в. с. исходатайствовать у Е.И.В. соизволение как на исчисленную по смете сумму для исправления мечети и на покупку колоколов, равным образом и на устроение в оной иконостаса; при чем не оставьте испросить у Е.И.В. разрешение какое благоугодно будет дать наименование означенной церкви?»

29 сентября А.И.Чернышёв положительно отвечает И.Ф.Паскевичу[2]: «По докладу Государя Императора отношения вашей светлости от 25-го августа, Е.В. высочайше повелеть соизволил на устройство в крепости Анапе греко-российской церкви с иконостасом и прочим отпустить из Государственного Казначейства 25000 рублей ассигнациями, и церковь наименовать именем того святого, в чей праздник крепость Анапа сдалась нашим войскам.

О таковой Высочайшей воле донося в.с. для зависящего исполнения и возвращая полученные при отзыве вашем план и фасад турецкой мечети, предназначаемой к обращении в греко-российскую церковь, и смету издержкам, имею честь присовокупить, что об отпуске назначенных 25-ти т. р. на построение в Анапе церкви с иконостасом и пр. в распоряжение в. с. писано министру финансов.»

В крепости Анапа до её взятия русскими войсками в 1807 году было две мечети. Их расположение было отмечено на плане, который был выполнен после взятия крепости эскадрой под командованием С.А.Пустошкина. Мечети обозначены литерой «М», причём мечеть, расположенная на месте современного храма изображена несколько меньшей чем та, которая находилась почти в географическом центре крепости.

Анапа карта крепости

В описании действий русской эскадры указано, что перед оставлением крепости все здания внутри крепостных стен были уничтожены. Что было со зданиями мечетей неизвестно, скорее всего, они обе были полностью разрушены, потому что на подробной схеме крепости Анапа от 1810 года обозначений мечетей нет вообще. Вполне вероятно, что после перехода Анапы под юрисдикцию Порты к 1828 году была восстановлена только одна мечеть, из её стен и состоялось строительство храма в 1830-1837 годах.

Незадолго до указа императора в Анапский гарнизон прибыл священник Симеон Соколовский, который принимал активное участие в строительстве храма и в его благоустройстве. Строительство церкви затянулось, так как имеющиеся в крепости стройматериалы использовались для восстановления крепостных стен и в строительстве жилых сооружений. Построенная церковь была освящена во имя св. Онуфрия Великого и Петра Афонского, благословление на это дал митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский и священно-архимандрит Александро-Невской Лавры Серафим (в миру Стефан Васильевич Глаголевский).

Преподобный Онуфрий Великий жил в IV в. Сначала он подвизался в одном из монастырей в Фиваиде. Затем, воспламенившись любовью к пустыннической жизни, удалился в пустыню. Много трудов, скорбей и лишений перенес святой Онуфрий в пустыне: часто мучил его голод, нередко томила сильная жажда, а он не имел ни пищи, ни питья. Только пустынные травы несколько подкрепляли его тело, и небесная роса немного утоляла его жажду. Много страданий переносил он от дневного зноя и ночного холода. Не раз преподобный был близок к смерти от лишений и страданий; только промысел Божий хранил его от нее, подавая необходимое для поддержания жизни. Поэтому к св. Онуфрию прибегают с молитвой об избавлении от скоропостижной смерти, об исцелении детей от смертельных болезней, а женщины - при трудных и опасных родах. Преподобный прожил в пустыне 60 лет; за это время он оброс волосами, которые служили ему вместо одежды. Борода его была столь длинна, что касалась земли. Ангел являлся к нему со Святыми Дарами и причащал его. Когда наступило время смерти св. Онуфрия, Господь послал к нему старца Пафнутия. Онуфрий поведал ему свою жизнь и скончался со словами: «Отче, в руки Твои предаю дух мой». 

Онуфрий преподобный

Преподобный Пётр Афонский подвизался на Афонской горе. Происходил он из Константинополя и был военным сановником при дворе. В 667 г. во время войны с агарянами в Сирии был взят в плен, где дал обет поступить в монастырь, если будет освобожден из плена. Освободившись, он ушел в один из монастырей в Риме, а потом удалился на гору Афон. Во время путешествия на Афон Пресвятая Богородица явилась ему в сновидении и сказала, что Афонская гора - это данный Ей от Ее Сына и Бога жребий; что Она любит это место и желает умножить там иноческий чин, и что милость Сына и Бога Ее пребудет с подвизающимися там. Пребыв на Афон, св. Петр поселился на самом высоком месте горы. Более пятидесяти лет подвизался он здесь. Он так же оброс волосами, как и св. Онуфрий. Много монастырей устроилось на Афоне во времена св. Петра, и он для многих из иноков был образцом и руководителем. Мощи его были погребены в обители Климента. В 969 г., по случаю стеснений на Афоне, они перенесены во Фракию, в селение Фотоками (Источник:  http://www.proeveryday.ru).

св. онуфрий великий

святой онуфрий

Освящение нового храма состоялось только в 1837 году. Почти сразу после этого события, 23 сентября, крепость Анапу посетил император Николай I. Здесь он посетил вновь построенную церковь, где был отслужен праздничный молебен: «Государь император изволил сесть в коляску вместе с графом Цукато и приказал ехать в церковь. Начался звон в колокола; народ колыхнулся, взвились шашки в воздухе, и раздалось продолжительное, громкое Ура!! Выслушав молебен и приложившись к кресту, государь изволил поехать сначала по бастионам».

Вполне вероятно, что быстрое завершение долгого строительства церкви было связано именно с этим приездом Императора, тем более, что именно по его разрешению она и была построена.

Таким образом, 29 сентября 1830 года можно считать началом отсчёта истории анапской церкви, которая получает своё название в память о святых Онуфрии Великом и Петре Афонском. Упомянутый выше «План и фасад означенной турецкой мечети» найти пока не удалось, но есть чертежи, выполненные уже после окончания строительства церкви и подписанные 30 апреля 1839 года. Чертил планы кондуктор 1-го класса Сергеев, а подписал командир анапской инженерной команды.

По приведённым планам было выполнено 3D моделирование церкви. В основу был взят чертёж основания храма:

анапа храм

На рисунке подробно указана планировка стен помещений первого этажа, расположение окон и дверей, вид и расположение иконостаса, а так же наличие внутренних колонн. На следующем рисунке (профиль по линии №1) хорошо видна конструкция крыши, схематичная компоновка алтаря и наддверных козырьков. Как видно на рисунке, профиль стен - правильный квадрат, что было присуще мечетям. 

анапа храм Анапская церковь 3D модель

На третьем рисунке представлен такой вид церкви:

 Анапская церковь 3D модель храм анапа

По этим рисункам была создана 3D модель сначала первого этажа, а затем и полная модель. Опуская технические вопросы создания модели, представляю снимок модели первого этажа: 

Анапская церковь 3D модель

Полная модель церкви:

Анапская церковь 3D модель

Таким образом, созданная 3D модель позволяет получить полное представление о первом здании анапского храма не только снаружи, но и познакомиться с его внутренним убранством.

Анапская церковь 3D модель

Иконостас

анапа храм

анапа храм алтарь

Этот храм просуществовал до 1855 года. В тот год русские войска решением военного совета оставили крепость, предварительно нанеся ей большие разрушения. Вот как описывает состояние храма 11 июня 1855 года контр-адмирал сэр Эдмунд Лайонс с борта корабля «Hannibal» в докладе, отправленном в своё Адмиралтейство: «Церкви были целыми, но надписи на могилах около них были испорчены так, чтобы нельзя было прочитать на них информацию; два больших соборных колокола были вдребезги разбиты, а иконы, украшавшие внешние стороны, уничтожены молотками. Русские войска, вооруженные кирками и молотками, сделали свою разрушительную работу. На следующий день они покинули горящий город, и направились по направлению на запад, уводя с собой своих жён, детей и ценное имущество».  

В августе 1855 года англичане решили окончательно разрушить то, что осталось после ухода русских. Черкесы были против этого решения, но ничего не могли поделать против мощной артиллерии сильного флота. Подробного описания этого обстрела и его результатов я не встретил, кроме короткого информационного сообщения, а так же информации о том, что ещё и у французов были попытки подорвать уцелевшие после английской бомбардировки сооружения внутри крепости. Разрушенный город и крепость представляли  из себя лёгкую добычу для русских войск. Анапа просто вынуждена была пустить сюда русские войска в 1856 году без какого-либо сопротивления. Крепость была сильно разрушена, не исключением был и храм.

Дальнейшую историю описывает Роман Михайлович Лёгкий в своей книге «Портовый город Анапа»: «Временным храмом в Анапе стал молитвенный дом, с освящённым антиминсом[3], построенный в 1859 году иждивением военного ведомства, которым после Крымской компании здание это было передано в ведение города. В то время молитвенный дом представлял собой не более как ветхий сарай, служивший до этого помещением для Адагумского полка, длиною 12,5 сажень, шириною 3,5 сажень и высотой 4,5 аршин, из самана, покрытый камышом с земляным полом; весь этот дом от самых стен до иконостаса и престола носил отпечаток ужасной бедности и ветхости, а водруженный на здании крест был согнут на бок. Дом не был огорожен, и только с южной стороны был редкий частокол. Этот дом существовал до 26 мая 1876 года. Ныне существующая церковь восстановлена 12-го июня 1874 года, на месте разрушенного в 1855 году храма, - по плану, утверждённому бывшим Наместником Кавказским, 16 июня 1871 года. Стены церкви каменные, а верх деревянный, церковь о трёх главах, с одним алтарём, крытая железом. Храм этот сооружен на средства анапского городского общества и, главным образом, на раскладочный, по общественному приговору, сбор сначала по 5 руб., а затем по 2 руб. с мужской души; стоимость храма простирается до 24000 рублей».

Этому зданию церкви "досталось" ещё раз, 2 января 1878 года. На этот раз турки решили предпринять бомбардировку городов крымского побережья и черноморских городов Кавказа. Два турецких корабля — «Ассари-Тефтик» и «Османие», под общим начальством английского офицера Монторпа (для турков превратившегося в Монторп-бея), подошли к Анапе и обстреливали город в течение двух часов. В этом обстреле несколько снарядов попали в церковь, надолго оставив свои следы на её стенах (снаряды прошили стены насквозь, но не разорвались).

«В 1881 году в церкви устроен придел в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. Постройкой храма заведовал комитет под председательством начальника города, капитана Яновского, но главным руководителем и инициатором в этом деле был бывший начальник Черноморского округа, генерал-майор Пиленко, благодаря заботливости которого храм был скоро окончен. Вокруг церкви сделана ограда, каменная до половины, а сверху решётчатая деревянная. Здесь же в каменном доме помещалась церковно-приходская школа»[4].

Сообщение Лёгкого об устроении придела (это специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений) заставляет задуматься о том, как именно он был обустроен и где он находился (в отдельном здании или как пристройка, не сохранившаяся до наших дней).

Создание 3D модели ныне существующего храма не представляло большого труда и с этой моделью можно познакомиться в 3D слое программы Google Earth:

Анапская церковь 3D модель google

Желающие ознакомиться с 3D моделью храма, который был построен в 1837 году, может скачать и открыть её (ссылка на 3D модель) (предварительно необходимо установить бесплатную программу Google Earth).

Анапская церковь google 3D модель

В представленной модели два варианта церкви: полная модель и модель без крыши с восстановленным по правилам размещения икон иконостасом.

Анапская церковь 3D модель алтарь

Иконы размещаются по определённым правилам (в нашей церкви был только местный чин).

Единственное, что невозможно предугадать: какие именно иконы были в храме. На месте Храмовой и Местночтимой икон вполне разумно предположить наличие икон Петра и Онуфрия, остальные были расположены согласно приведённой выше схемы.

Если модель открыть, то её можно сравнить с современной церковью... и подтвердить тот факт, что современная церковь стоит именно на том месте, где она была построена с согласия Императора Николая I в 1837 году.

Анапская церковь 3D модель гугл

Князь Александр Иванович Чернышёв, который сыграл положительную роль в строительстве анапской церкви, впоследствии был в Анапе и был в этой церкви!
Всё это произошло весной 1842 года. В Анапу Александр Иванович прибыл из Керчи по сухому пути из-за плохой погоды. Ехал он через Тамань, Бугаз, "Джимитею" и прибыл в крепость 18 апреля. А 19 апреля был праздник Светлого Христова Воскресения, и он провёл весь день в Анапе: "На другой день 19-го апреля был праздник Светлого Христова Воскресения, который князь Чернышёв встретил в Анапе. Похристосовавшись со всеми присутствовавшими и разговевшись по русскому обычаю, князь употребил только несколько часов для кратковременного отдохновения и потом немедленно занялся с частными начальниками по разным делам местного управления. Все с умилением смотрели на князя Чернышева! Переносясь мыслями в С.-Петербург, каждый вспоминал, что в этот день князь блистал бы в первом ряду многочисленных царедворцев, а теперь, по преданности своей к царю и желая исполнить его священную волю, трудится в мазанке анапского коменданта! В числе дел, занимавших князя в Анапе, следует упомянуть о переписке его с командовавшим тогда войсками на Кавказской линии генерал-адъютантом Граббе, которому, по высочайшей воле, вверены одному и без всякого постороннего участия военные действия в Дагестане, на тот год предположенные. В официальном донесении генерал Граббе объяснял о неблагоприятном обороте дел наших в южном Дагестане и о восстании казикумыков, Кюринского общества и Самурского округа; в другом же частном письме изъявлял сомнение на счет степени доверия к нему высшего начальства и испрашивал от князя Чернышева разрешений для предстоящих ему действий. Трудно объяснить прямую цель этих донесений; сердце человека видит вполне только один Небесный Сердцеведец! Но если по характеру людей дозволяется судить и об их поступках, то нельзя не сделать следующего вывода. Граббе знал, что князь Александр Иванович не будет лично участвовать в экспедиции; маршрут князя был прислан на Кавказ еще в марте месяце и по этому маршруту было известно, что он прибудет в Тифлис в начале мая и, пробыв там несколько времени, отправится для обзора прикаспийских областей в то самое время, когда военные действия должны были совершаться. Таким образом, если бы князь Чернышев взял на себя заочное распоряжение экспедициею, то в случае неудачи вся ответственность пред государем императором неминуемо пала бы на него; в случае успеха вся слава осталась бы при генерале Граббе, как личном распорядителе и исполнителе экспедиции. Князь Чернышёв, по свойственной ему проницательности, отвечал генерал-адъютанту Граббе, что приезд его на Кавказ имеет особенную цель, и что высочайшая воля, коею предоставлено ему, генералу Граббе, в неограниченное его распоряжение исполнение военных действий остается во всей своей силе; и что с своей стороны он сочтет себя счастливым всегда и во всем содействовать ему в чем только от него зависит и к успешнейшему выполнению предположенных военных действий.

Мы упоминаем здесь об этом обстоятельстве потому, что князь Чернышев повстречается еще на Кавказе с генералом Граббе в положении для сего последнего самом бедственном и в этом случае увидим все величие души князя и убедимся, что он стоит выше мелочных расчётов самолюбия.

Осмотрев в Анапе укрепление и воинские здания князь Чернышев, желая вникнуть во все подробности быта тамошних жителей, посетил отстоящую в шести верстах станицу Николаевскую. Это посещение было любопытно тем, что князь в первый раз увидел кавказское военное поселение. Это не то, что села и деревни нашей благословенной России, где всякому жить привольно и свободно; на Кавказе, каждая станица мирных жителей обнесена глубоким рвом, высоким палисадником, замкнута крепкими воротами, и женщины, отправляющиеся за водой к ближайшему ручью, всегда вооружены. Денно и нощно все настороже от внезапного набега хищных горцев. Такова жизнь на Кавказе!

В Анапе князь Чернышев принимал старшин долины Сухо, изъявивших уже покорность, и депутатов долины Куматырь, просивших о принятии их в наше подданство. Для поощрения первых, князь Чернышев вручил именем государя императора подарок главнейшему из старшин, а последним объяснил благотворные виды его императорского величества, с тем, чтобы они передали слова своим единоплеменникам.

Из Анапы князь Александр Иванович отправился на пароходе для осмотра Черноморской береговой линии и снова был застигнуть сильною бурей на пути к Новороссийску, где с величайшим затруднением вышел на берег от сильного морского прибоя.

Отправившись на другой день далее, посетил укрепления: Геленджик, Тенгинское, Вельяминовское, Головинское, Навагинское, Св. Духа, Гагры, Пицунду, Бомборы, Сухум-Кале и 25-го апреля вышел на берег в Редут-Кале. Во всех этих местах князь Чернышев со всею подробностью осматривал систему укреплений, воинские здания и гарнизоны, вникая в малейшие подробности о местной службе, потребностях гарнизонов, о средствах к улучшению их содержания и облегчению гарнизонной службы, об отношениях наших к соседним племенам и т. п."


Демидов А.В.

Поделиться публикацией с помощью

Комментарии

Гость 27 ноября 2020 в 14:19 #

Скажите, а кто автор 3д-модели?

Гость 27 ноября 2020 в 15:20 #

А инвестор 3д-модели кто? Может пару отельчиков для паломников пристроить.

Анонимно

Правила



Гость
в Балачке
анапчанка, в этом я не спец,но волонтеров развели четко.
гость
в Балачке
гость, светочерноокая раковая бацилла, почему не другой зятек твоему неликвиду домик строил? А ты не попутала в Анапе ничего?
гость
в Балачке
Димка сдыхает от инициативы ННД, влез в чужое. но своего то сберег
орка
в Балачке
достроив домик, для Хаецэп, две кончиты его заземлят, димка сдохнет на паприще стройки.. был живой Гражданский, стал лопатокопателем при…
анапчанка
в Балачке
две хуторские твари в лице Светы - мамки неай поломки и женки Олеси. заставили его строить домик в Цыбанобалке для дебилика гномика. Димка…
анапчанка
в Балачке
Гражданского угробили две твари - Света и Олеся
анапчанка
в Балачке
Гость, так и Дима Гражданский Сла... не понял как его развели. Он сдыхает. и просит денег не от кончито двух лярв - тещи Светы и ее выродки…
Гость
в Балачке
Гость, волонтеры еще не поняли как их развели....или подставили
Гость
в Балачке
Гость, налог на бассейны в усадьбах и дворцах? регистрация их в росреестре? Или это другое.
Гость
в Балачке
не последует, страховых документов наверняка нет. А ведь санкции только на пользу? ведь правда?
Гость
в блоге:
Что известно о компании судовладельце.
самашка, двуногое уже вообще никому не интересно. О птицах говорят все, а смерть человека только в УГ.
Гость
в Балачке
Гость, а налог на бассейны не хотят ввести и признать их капитальными строениями и недвижимым имуществом? Или бассейны с аквадискотеками никак Низзя? "Уважаемые"…
самашка
в блоге:
Что известно о компании судовладельце.
Гость, я не про двуногое стадо. примкнушее на удобную ноту рабства... Дельфины и птицы. цэ тема шкребача
Гость
в Балачке
Гость, денег у нищих конечно не много, зато нищих дофига. На следующую яхту должно хватить.
Гость
в Балачке
самашка, они пока еще это не поняли.
Гость
в Балачке
Гость, "движ" заказывали, вот и обеспечили
Гость
в блоге:
Что известно о компании судовладельце.
Гость, куда делись? СКР расследует уголовное дело в рамках обозначенных президентом на прямой линии.
Гость
в Балачке
Гость, та шо теперя и на это налог надоть платить ! https://avatars.mds.yandex.net/i?id=777a7db8e9fed67aad61b5c39b829cf9_l-5334983-images-thumbs&n=13
Гость
в блоге:
Что известно о компании судовладельце.
самашка, акадэмики, да?
Гость
в блоге:
Что известно о компании судовладельце.
Гость, а вот если доплывет до Турции, то губеру припомнят все его слова на прямой линии. Или он пойдет на третий срок.