Для определения точной даты начала строительства крепости в Анапе нужно было ознакомиться со многими источниками. Конечно же, этим вопросом занимались многие любители истории, в том числе и на профессиональном уровне. Не оспаривая выводов, сделанных ими на протяжении многих лет приведу лишь несколько цитат из увлекательной книги замечательного историка, генерал-лейтенанта Николая Фёдоровича Дубровина «Присоединение Крыма к России», изданной в Санкт Петербурге в 1889 году.
В четвёртом томе, который посвящён событиям 1781-1782 годов есть несколько писем, которые не вызывая ни малейших сомнений, отвечают на вопрос заданный в заголовке этого блога: «Когда же начали строить крепость в Анапе?».
Первым в вышеупомянутой книге приводится рапорт Темир-аги, в котором он докладывает о событиях апреля 1782 года. Документ озаглавлен так: «Перевод копии с рапорта, сообщенного его сиятельству вице-канцлеру находящимся здесь крымским посланником Темир-агою. (Сказка Эбубекира жителя таманского, прибывшего из Анапы)»:
«Сего месяца Ребиель ахира[1] 11-го дня прибывший в Анапу на судне, именуемом Чамличе Зан-Оглу-Мегмет-Кара-бей с двумя чегодарями, остановился в новопостроенном им доме и, рассмотрев положение места упомянутого Анапа, назначил место, где быть надлежит крепости, мечети, бане и пекарни для хлебов. Да при том говорено, что из этих чегодарей есть одон визирский, а другой капитан-паши, из которых чегодарь капитан-паши, находится в доме этого бея. А визирский чегодарь объявил, что он к некоторым беям и узденям имеет письма, что по раздаче де он должен ехать с прибывшими туда де из Шагинкелюка четырьмя узденями, проводником Нартум-Оглу-Чураем до самой Кабарды, куда уже и отправился.
Упомянутый бей тамошнему народу сказывал: «будьте вы известны, что хотя все народы, находящиеся по реке Кубанской и считаются крымского хана вольными, однако внутри Кубани жители со всей землёй принадлежат Оттоманской Порте и потому вы должны дать от себя в том ваше обязательство, а крепость Согуджак к вам принадлежит, но в Анапе ещё будет крепость построена, на которую я сумму с собою привёз; а по построении оной поручено будет то правление мне. И во всё время пребывания своего там всех приходящим к нему беям, землякам, своим приятелям и прочим желающим о том ведать рассказывал; но если де кто из вольных сбежит и к нам явится, таковых людей мы приемлем и обратно отдавать не будем, а для перенесения из ногайских беглецов в Аккерман прибыло уже в Анапы пять судов, а если понадобится и еще, то и другие прибудут».
Таким образом получается, что в Анапе о строительстве крепости узнали только в апреле 1782 года и весть эту привёз Зан-Оглы-Мегмет-Кара-бей.
14-м апреля 1782 года датируется документ «Точная копия с рапорта, присланного от катджи-башии»:
«Всенижайше рапортуется, что между сим временем Мехмет-Гирей-Зан-Оглу с тремя человеками людей Алжирского Хасан-паши прибыл от Синопского порта на судне, называемом бригантина, сего месяца Рабиуль-Ахира 10-го дня в недельный день в Анапу и остановился на якоре, да в помянутый же день в сумерки от этого ж порта к прежде показанному месту прибыло ещё одно трёхмачтовое судно с купеческим грузом; а того ж месяца 11-го числа в самый полдень прибыло ещё одно судно с купеческим же товаром и остановилось же на якоре».
Про упомянутого в этом рапорте Мехмет-Гирей-Зан-Оглу можно много узнать в русских источниках, в которых говорится, что Магомет Гирей Зан являлся собственником анапских земель, и что именно с его согласия Порта построила крепость в Анапе, и что на этот счёт между ними был заключён соответствующий договор.
Об этих событиях упоминается и в другом документе, в котором в апреле 1782 года Шагин-Гирей докладывал П.Веселицкому: «Порта прислала Зан оглу Мегмет-Гирей-бея с ябедами, который недовольно абазинцев и черкес, но и наших подданных всего острова Тамана жителей приводит в смятение и бунт». («Черкесы и другие народы Северо-Западного Кавказа в период правления императрицы Екатерины II., том 3, 1781-1786 г.г.»).
Следующий документ называется так: «Перевод греческого письма Оглу Мегмета-Муселима от 22-го мая 1782 г. из Черкесии». Вот выдержки из этого письма: «Я, полагая сьна его уверение, доношу: в здешнем краю слышно, что 80-ти пушечный корабль приплыл к Суджук-Кале, на коем прибыл трёхбунчужный паша с 300 человек и был для осмотра положения крепости Анапа, которую уже и строить начали и что Зан-Оглу требовал от абазинцев войска, только абазинцы отвечали, что ни один человек из них к ним не пойдёт.
Ногайцы на турецких судах из Анапы переправляются со всеми семействами в Бессарабию за неумеренную, за переправление их, плату. Продают скот и экипажи за бесценок; а слышно, что некоторые и через пролив из Тамана в Крым на судах переправляются. Известно муж Дьяум-Гадже, как в ногайцах знаменитому Батырь-Гирей-султан приказал остаться со всем домом на прежнем месте и что в Тамани продолжается моровая язва».
Таким образом следует, что в конце мая строительство на месте планируемой крепости уже идёт и что Магомет Гирей Зан настойчиво требовал от абазин людей для своего войска. Настойчивость объясняет тот факт, что миролюбивые абазины, не желая воевать, предпочли вообще покинуть свои земли. Его жёсткость или даже жестокость к местным народам подтверждается документом, который приводится ниже.
«Журнал константинопольских происшествий и новостей» в июле 1782 на странице 721 сообщает такие подробности из Анапы: «30-го. Из Анапы прибыло в 14 дней одно купеческое судно. Приехавшие рассказывают, что известный Мегмед-Гирей (посланный от Порты) находится в Анапе, жителей тамошних крайне утесняет, полагая надежду свою на Порту и предъявляет себя тамошним главным начальником. В этом местечке никакого ещё крепостного строения не начато, но построен хан и таможня. Собираемые в нём доходы определены на сугджукского Али-пашу, у которого в крепости военных считают не больше 200 человек. Один из приехавших, в бытность свою в Анапе, видел, что приближалось шесть российских военных судов, которые, не приставая к берегу, обратно в море удалились.
Разнесся там слух между абазинскими беями и мирзами, что Шахин-Гирей обратно в Кефу вступил. Выше упомянутого Мегмед - Гирея описывают человеком хитрым, мздоимным, и ежели-б абазинцы не имели уважения к султану, то-б давно его истребили».
Исходя из приведённых документов (они присланы нашим партнёром Сергеем Козловым в виде выдержек из книги Дубровина «Присоединение Крыма к России» и будут опубликованы в библиотеке сайта AnapaToday.com) вполне можно обозначить примерное время начала строительства крепости Анапа – это конец лета 1782 года.
Реби-уль-ахир или "второй весенний месяц", — третий и четвертый месяцы магометанского лунного года.
Демидов А.В.