Сегодня в рубрике «Субботние мысли вслух» публикуется статья анапчанина, который осенью 2015-го года на страницах анапской газеты рассуждал об Анапе, анапчанах и гостях города.
Я родился и вырос в Анапе и могу отметить серьезные качественные изменения города за последние десятилетия. Не хочу повторять набившее сравнение города с каменными джунглями. Анапа развивается. Подтверждение тому - красивые здания, новые зелёные зоны, широкие улицы, новые корпуса больницы, много средних и высших учебных заведений, очень неплохо поставленная работа учреждений культуры и спорта, серьезные всероссийские и международные форумы как свидетельство признания за Анапой больших заслуг в вопросах оздоровления населения и важных научных исследований в туристско-курортной сфере.
И все же вопросы остаются. Почему, скажем, в городе, гордо именуемом себя курортом детского и семейного отдыха, так много совсем не детских вывесок типа: «Винный рай», «Вино на вынос», «Вино от производителя», «Вино на розлив», «Пиво живое» (хорошо, хоть не мертвое и т.д.)?
Почему летом в городе гремит музыка именно ночью, когда люди ложатся спать? Почему, несмотря на запрет, в разгар сезона по всему городу идет строительство, сопровождаемое визгом «болгарок» и грохотом отбойных молотков? На эти вопросы я самостоятельно ответить так и не смог. Зато другие мне показались не столь неприступными.
Почему владельцам домов и гостиниц, вырубившим, допускаю, в силу необходимости деревья, не посадить десяток саженцев на отведенном городом пустыре, заведомо непредназначенном для строительства? Может он и не станет будущей рощей, но, по крайней мере, будет дополнительным источником кислорода.
Почему на недавно вымощенных новой плиткой тротуарах образуются трещины, выбоины? Может быть, есть смысл ввести в городе должности «путевых обходчиков», как это делается на железных дорогах, которые бы следили за порядком и незамедлительно принимали меры? Почему стекла в маршрутных такси затемнены? Порою, опаздываешь, догоняешь маршрутку, (через затемненные окна не видно, есть ли там пассажиры или нет), ныряешь в нее и, о ужас, яблоку упасть некуда, а назад хода нет...
Большой проблемой в городе стало избыточное количество автомобилей, особенно в летний курортный сезон. Здесь нам мог бы пригодиться, пускай частично, опыт Швейцарии, где в курортные города категорически запрещен въезд автомобилей лиц, приехавших на отдых и лечение. Доехали, скажем, до Анапской или Чембурки, а дальше пересаживайтесь на городской транспорт, по большей части экологически чистый, (включая даже транспортные средства на конной тяге!), и, милости просим - на наш курорт. Гуляйте, отдыхайте, восстанавливайте свое здоровье в течение всего периода пребывания в Анапе, а за вашим транспортом присмотрят. О местных предпринимателях в Швейцарии тоже подумали. Им отводят часы рано утром и поздно вечером на доставку товаров, грузов и вывоз тары и мусора. Возможно, тогда у нас было бы больше пешеходных маршрутов. Велосипедисты, а также обладатели роликовых коньков чувствовали бы себя комфортней. Воздух стал бы чище, а шума - меньше.
Осень в разгаре, курортный сезон практически закончился. Меньше стало транспорта, людей, шума и суеты на улицах города. Как раз время подвести предварительные итоги летнего сезона, задать вопросы, самому попытаться на них и ответить.
К ВОПРОСУ о шуме. Примерно в 2001 году в Анапу на 6-месячную практику приезжали 2 студента из архитектурного института немецкого города Ганновера, Гейнц и Мелани. Анапа им в целом понравилась и уютом, относительной опрятностью, богатым зеленым нарядом. С одним они никак не могли смириться. Это шум, который сопровождал их и днём и ночью.
Песни, крики, громкая музыка неслась из автомобилей, окон ресторанов, открытых танцевальных площадок. За день до их отъезда в Германию была организована пресс-конференция, на которой присутствовали представители СМИ и я, как их переводчик. Где-то ближе к концу встречи на вопрос, как им понравился город-курорт Анапа, они удивленно заметили, что им и в голову не могло прийти, что Анапа - курорт. Настало время удивляться журналистам: «А что же такое тогда Анапа?». Ответили вот что: «Анапа - город, каких немало в Европе. Туда приезжают люди, чтобы снять стресс, как говорят, оторваться. Они пьют, веселятся, шумят. И Анапа для этого идеальное место». Заметьте, это было сказано 15 лет назад. Свидетели той встречи могут подтвердить. «А каким же тогда, по вашему мнению, должен быть курорт?» - последовал следующий вопрос. Ответ был приблизительно такой: «Это тихий, спокойный, с размеренным ритмом жизни город, где все приспособлено для нужд больных, инвалидов, где они набираются сил после операций, проходят курс реабилитации и т.д.».
В защиту Анапы скажу, что через 5-6 лет в городе побывали специалисты по социальным проблемам из Европы. Ученые и практики посетили санаторий «Анапа», побеседовали с инвалидами-колясочниками, врачами и медсестрами, осмотрели материальную базу санатория. Они не порадовались нашим успехам, нет, они восхитились тому прогрессу, свидетелями которого стали. И это ли не предмет для гордости?!
Примерно в то же время мне пришлось убедиться в истинном значении слов будущих немецких архитекторов, сказанных на пресс-конференции, по поводу того, что такое настоящий курорт. Я возил студентов на практику в Германию. Едем по тихому, очень чистому и уютному курортному городишке Пюрмонд. И вдруг громкий смех наших студентов. Смотрю в окно. Вижу мужчину с дрелью в правой руке, который в заборе проделывает отверстия для таблички. И он, представляете, свободной левой рукой старается ловить невидимые для глаза опилки в пакетик. И это на улице! Долго еще хохотали наши ребята. А мне почему-то стало грустно. Говорят: «немецкий менталитет». А у нас, что, нет менталитета? Конечно, есть, и мы им гордимся. Но часто он принимает какие-то уродливые формы. Несколько примеров: по улицам на огромной скорости мчатся мотоциклы и автомобили. Из окон раздается музыкальный рёв. Люди на тротуарах шарахаются. А обладателям билетов на тот свет все нипочем. Главное - их увидели и услышали. Жаль, что в этой какофонии рева моторов и музыки они не слышат несущиеся вслед им слова, из которых «придурок» и «дебил» - самые слабые. Я же в эти секунды молю бога, чтобы на дорогу не выскочил ребенок или зазевавшийся прохожий. И тогда быть беде...
Становится недоброй традицией сбивать в Анапе на пешеходных переходах людей. Ближний к пешеходу автомобиль останавливается, а другой, вылетает прямо на переходящих дорогу пешеходов. Последствия могут быть самые ужасные. Нередко вижу, как люди выглядывают из-за ближнего к ним остановившегося автомобиля, чтобы не пострадать от ретивых «ковбоев» на быстроходных «мустангах».
И ещё. Выходишь утром этаким бодрячком на работу и вдруг видишь картину, повергающую в уныние: за 10-20-30 метров до мусорного контейнера разбросаны полиэтиленовые мешки, наполненные мусором. Многие из них уже побывали в зубах собак и котов и распространяют характерный запах. Это жители и гости нашего города ну просто не донесли мусор до места назначения. Подумаешь! А зачем тогда нужна 75-летняя дворничиха баба Клава? С неё не убудет! Пусть работает. А мы тут талдычим о каком-то менталитете, о пакетике, которым ловят опилки на улице. Нет, что ни говорите, у нас всё масштабней...
В 1972 году, возвращаясь в Анапу на самолете, я услышал информацию стюардессы о том, что в Анапе на постоянной основе, живет 17 тысяч человек. Сейчас население города-курорта приумножилось в 10-12 раз. Проблемы несоизмеримо большие и сложные. В первую очередь - это жильё. Появились красивые микрорайоны, интересные архитектурные решения, чему я искренне радуюсь и очень надеюсь, что под все это есть соответствующая энергетическая база, инфраструктура и технические возможности. Развитию города способствует его географическое положение, тёплый климат, живописная местность, наличие моря и пока ещё хорошие пляжи. Значит, городу расти, изменяться и далее развиваться. Только вот мы сами как-то медленно и неохотно меняемся и развиваемся. А ведь это и есть главное условие процветания выше упомянутых сорняков.
И если несколько приземлить известное изречение «Париж стоит мессы» применительно к нашему городу, то выражение «Анапа стоит нашей любви и уважения» будет как раз.
В. ПРОТУРЕНКО