«Друзья больше не друзья», — сказала одна женщина в городе Святогорске, который по-прежнему разделен не траншеями и артиллерией, а тем, кому люди преданы: Москве или Киеву.
СВЯТОГОРСК, Украина. Когда Мирослава, 36-летняя руководительница строительства, в прошлом месяце вернулась в свой родной город Святогорск на востоке Украины, она ожидала найти свой дом разрушенным обстрелами.
Ее дом действительно был сильно поврежден, но она обнаружила еще кое-что, еще более тревожное: ее соседи, которые остались дома во время российской оккупации, украли мебель, изоляцию и черепицу из ее дома и имущества, которое она присматривала в городе.
Это были люди, с которыми она выросла, сокрушалась она. Хуже того, украденная черепица была видна на соседней крыше.
«Друзья больше не друзья», — сказала она холодным ноябрьским днем, ее каштановые волосы были заправлены в шапочку, а ее маленькое тело завертелось в зимнее пальто. «Соседи не соседи. Родственники — часть из них уже не родственники, потому что никто не ждал, что мы вернемся».
Аналогичные опасения возникают и у жителей города, в котором почти нет людей, с тех пор, как в сентябре его освободили украинские войска. Прибытие русских летом стало своего рода лакмусовой бумажкой для Святогорска и других сплоченных общин на востоке Украины, где русская церковь и российское телевидение годами пропагандировали лояльность Москве.
Когда мирные жители, бежавшие из Святогорска, присоединяются к оставшимся соседям, местные жители говорят, что теперь смотрят друг на друга с подозрением. И с наступлением холодной зимы город по-прежнему разделен — не траншеями и артиллерией, а по тому, кто кому симпатизирует: Москве или Киеву.
Еще до войны монастырь в Святогорске — верный России и считающийся одной из пяти святынь Русской православной церкви — придавал городу репутацию пророссийского.Кредит...Тайлер Хикс/Нью-Йорк Таймс.
Подозрения настолько высоки, что жители даже не могут прийти к единому мнению, кто, Россия или Украина, несет ответственность за обстрелы различных районов города, в результате которых были повреждены дома и погибло несколько десятков человек.
«Никто даже не говорит об этом — за кого он выступает и все такое», — сказал один житель, пожилой мужчина, который отказался назвать свое имя. Он сидел у теплой стальной плиты в импровизированной кофейне под названием Bouchée, которая де-факто служит нейтральной территорией: место, где и проукраинские, и пророссийские люди могут спокойно перекусить, пока они держатся особняком.
Еще до войны наличие Печерского монастыря — верного Русской православной церкви и считавшегося одной из пяти церковных святынь — придавало городу репутацию пророссийского. Это восприятие усугублялось расположением Святогорска на Донбассе, преимущественно русскоязычном регионе, где Москва на протяжении десятилетий продвигала советскую ностальгическую политику.
Монастырь, в котором монахини и монахи остались верными русской церкви , имеет значительное влияние в городе, добавляя дополнительный уровень сложности.
«Да, люди возвращаются в Святогорск, но качественных людей здесь не останется; так говорят святые отцы», — сказал пожилой мужчина, сожалея о возвращении проукраинцев и предположив, что они не разделяют пророссийских взглядов церкви.
«Западная Украина думает по-своему, а Донбасс думает по-другому», — сказал один из монахов монастыря, который также отказался назвать свое имя. Он сравнил выходцев с запада с «оккупантами».
Пожилой мужчина, сидевший в кафе «Буше», сделал то же самое, сравнив освобождение города Украиной с очередной «оккупацией».
https://www.nytimes.com/2022/12/08/world/europe/ukraine-russia-loyalty-sviatohirsk.html?searchResultPosition=1
Это не вся статья, там есть всякие пикантные подробности, которые сейчас называются "дискредитация ВС РФ" ...