Сегодня не так много в России городов, которые могли бы потягаться с Анапой в историческом плане, похвастать сединой прошедших веков и даже тысячелетий. Но, увы, не всегда достаточно бережно относимся мы к своей истории.
За примерами далеко ходить не надо. В 50-х годах я читал уже лежавшую на земле у дома на углу Ленина и Кирова табличку. Довоенная табличка извещала, что в этом доме останавливался Михаил Лермонтов, следуя на службу в полк на Кавказ. В изданных письмах Лермонтова читаем про карточную игру, случившуюся на постое в Анапе, веселье и гульбу офицеров в провинциальном городке. Михаил Юрьевич, как всегда, просит у бабушки денег и велит прислать их именно в Анапу и немедленно. Учительница русского языка, указывая на домик говорила нам: «Тут будет большая мемориальная доска и, возможно, музей великого и загадочного поэта». Ну, музея нет, но памятный знак можно и необходимо установить. Вот вам и памятное место, куда можно проложить экскурсионный маршрут. Да и стоить это будет меньше пивных «Колизеев».
И еще. В «Военно-историческом очерке города Анапа» Н.Веселовский пишет о 80 колодцах в городе, которые то приводились в негодность отступающей стороной (как турками, так и русскими), то очищались победителями для нормального жизнеобеспечения гарнизона и обывателей. Так на стр. 17 читаем «... некоторые, роя колодцы, наталкивались на глубине одной или полутора сажен на мраморные стенки колодцев (прежних), скрепленных обручами». По всей видимости, колодцы старой Анапы и при синдах, и при греках, и при генуэзцах, ну и при турках возводились на одних и тех же местах. Они являлись стратегической составляющей крепости. Некоторые из этих колодцев в старой части города просуществовали до 70-80-х годов. С приходом большой водопроводной воды, реконструкцией города, они были утеряны, замурованы или засыпаны. А зря!
Один из таких колодцев существовал на подворье моего деда, который жил на Черноморской 1, на месте нынешнего Сквера боевой Славы. Выложен он был из тесаных камней-блоков. Думаю, это были камни крепости Анапа, которые продавались местным жителям на пуды. Читаем у того же Веселовского на стр. 82 «...весь камень был разобран русскими поселенцами на постройку домов и возведение заборов». Кстати, один из таких заборов дошел до нашего времени, он расположен по ул. Владимирской, напротив администрации города. Можно пойти и полюбоваться, пока и этот раритет не уничтожили.
... Камни колодца моего деда были хорошо подогнаны друг к другу, на некоторых имелись буквы и рисунки. И я их не только сам видел, но и трогал, спустившись однажды летом в отсутствие взрослых на веревке на 10-метровую глубину. День был жарким, душным, а у зеркала воды было необычайно прохладно и свежо, над головой нестерпимо ярко выделялся голубой круг неба. Чего меня двенадцатилетнего туда понесло - бог ведает. У воды в сетках висели арбузы, молоко и масло в макитрах. Вода колодца была необычайно холодной и вкусной. Таким было единодушное мнение жителей всей округи. Только колодец Малахова на Пушкинской мог поспорить с водой дедова колодца. «Да, - говорили люди, приходя к дедушке за водой - умели турки воду находить». А может и не турки, а генуэзцы или черкесы. Интересная подробность: во время Отечественной войны, прознав про колодец, и наши солдаты, и оккупанты пользовались его водой. А несколько раз, рассказывал дед Филипп, приходили моряки в черном (порт рядом) и набирали в анкерки-бочонки воду. Моряки были итальянцами и показывали, жестикулируя, что немцев не любят. Угощали итальянскими и турецкими сигаретами. (Неужели это были моряки знаменитой итальянской легкой флотилии князя Боргезе?)
Почему бы не восстановить этот древний колодец? Место очень живописное, рядом с Вечным огнем. Расположение я мог бы указать с точностью до 10 сантиметров. Обустроенный колодец мог бы быть притягательным местом для экскурсий, гостей города. Он украсил бы наш город как в историческом, так и в эстетическом плане. Думаю, нашлось бы много желающих испить воды из турецкого (греческого, генуэзского) колодца. Кстати, на старом кладбище древний колодец был восстановлен и приведен в порядок усилиями одного человека, известного в городе Андрея Бауэра - барабанщика.
И еще есть у меня мечта. Создать в Анапе музей якорей под открытым небом. Эту идею вынашивают многие города: Новороссийск, Туапсе, Сочи. Кто будет первым? Сотни самых различных якорей разбросаны по Анапскому району в различных организациях, покоятся на дне морском, хранятся в запасниках музеев (об этом писала «Черноморка»), В Новороссийске есть, например, даже должность в местном музее «хранитель якорей». Собранные в одном месте, отреставрированные, имеющие аннотации и пояснения, эти символы морской надежды стали бы несомненно украшением нашего города, его изюминкой и карточкой, Уже и место я приглядел, идею выстроил. Нужна воля руководителей города, их заинтересованность и патриотизм.
Г. Тамаян, капитан дальнего плавания
(статья из «Черноморки» №57 от 21.07.2010 года.)
***************
Ранее по теме анапских колодцев был опубликован блог:
/blogs/by-post-id/1866
***************
Добавление: на любезно присланном из Питера (прислал анапчанин П.Стежко) Плане осады крепости Анапа 1828 года в дюнах между Анапкой и современным кольцом на Симферопольском шоссе указаны шесть колодцев, из которых брали воду для нужд сухопутного отряда и кораблей Черноморского флота. На плане есть надпись: "Колодцы, где корабли наливались водою".