Строительство в Анапе стелы «Город воинской славы» было осуществлено на основании Указа Президента РФ о присвоении городу-курорту Анапа звания «Город воинской славы». Дмитрий Анатольевич Медведев подписал Указ 5 мая 2011 года за номером 586. Почётное звание города воинской славы может быть присвоено тем российским городам, защитниками которых был проявлен героизм, мужество и стойкость. О присвоении Анапе этого звания ходатайствовал Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
Непосредственно строительство стелы определено «Положением об условиях и порядке присвоения почётного звания Российской Федерации «Город воинской славы»», которое было утверждено указом № 1340 Президента РФ от 01.12. 2006 года.
Согласно этого Положения, статус «Город воинской славы» обязывает:
1) установить стелу с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания по установленному образцу и проекту;
2) проводить публичные мероприятия и праздничные салюты 23 февраля (День защитника Отечества), 9 мая (День Победы), а также в День города.
На сайте администрации города-курорта Анапа по поводу присвоения звания приведена такая поясняющая информация:
«Ратная история Анапы уходит корнями в далекое прошлое – во времена, когда на месте нынешнего курорта располагалась турецкая крепость. Именно она стала важнейшим стратегическим, политическим и опорным пунктом, который превратился в настоящий камень преткновения двух держав — борьбы России с Османской империей. 5 раз в течение более 40 лет русские войска отправлялись на штурм крепости, более 12 тысяч воинов полегло под её стенами. И только на 6-й раз крепость окончательно покорилась русским.
В 1942 году Анапа была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками, и целый год город переживал все ужасы неволи. В дни оккупации в лесах вблизи станицы Гостагаевской и поселка Сукко действовали партизанские отряды. На анапской земле совершали подвиги воины Красной Армии и моряки-черноморцы. Свой бессмертный подвиг на анапской земле совершил легендарный капитан, Герой Советского Союза Дмитрий Калинин, которого враги похоронили со всеми воинскими почестями, и Герой Советского Союза Сурен Аракелян, повторивший подвиг Александра Матросова.
Советские войска освободили курорт 21 сентября 1943 года, при этом ожесточенные бои за территорию города шли в море, на суше и в небе.
В настоящее время на курорте трепетно и с большим уважением относятся к истории города, ведется активная военно-патриотическая работа, бережно охраняются памятники. В прошлом году в Анапе были отреставрированы все памятники военной истории, регулярно проводятся встречи ветеранов войны с молодежью и школьниками».
Заказчиком строительства стелы выступил МБУК Центр культуры «Родина», генподрядчиком выступило ООО «ВИП сервис-проект». Строительство было начато 3 августа 2012 года, работы планировалось завершить 20 сентября 2012 года, к 69-й годовщине освобождения Анапы. Площадь участка строительства составляла 818 кв.м., высота стелы 14,6 м. Из-за «непредвиденных проблем» строительство прилично затянулось и стелу открыли только 8 мая 2013 года. Из-за того, что анапская стела отличается от стел остальных городов воинской славы, можно предположить, что затяжка времени была обусловлена изменением и согласованием самого проекта.
Памятная стела «Город воинской славы» представляет из себя колонну, изготовленную из гранита, выполненную в стиле дорического ордера (строгий, лаконичный, мощный, массивный ствол, отличается простой и широкой капителью без декора), увенчанную гербом России, установленную на постаменте в центре квадратной мощёной площадки, на которой по периметру расположены лавочки и сдвоенные декоративные фонари.
На передней стороне основания колонны стелы расположен картуш, на котором располагается текст указа Президента РФ о присвоении Анапе высокого и почётного звания «Город воинской славы».
На обратной стороне основания колонны стелы имеется изображение герба города-курорта Анапы, расположенное на картуше.
По четырём сторонам нижнего основания (тумбы) колонны установлены четыре рельеф-панно со скульптурными барельефами. Барельефы по тематике разделены на два исторических периода, которые отражают героические события крепости и города Анапа во времена Русско-турецких войн и Великой Отечественной войны. Для панно были выбраны следующие исторические события: подвиг майора Витязя 18 августа 1809 года, взятие крепости Анапа русскими войсками 12 июня 1828 года, зимнее-весенние десанты 1943 года в пригородах Анапы и освобождение Анапы от фашистских захватчиков 21 сентября 1943 года.
Рассмотрим более подробно изображения на рельеф-панно.
На первом изображении мы можем видеть фрагмент событий, произошедших вблизи Анапы в 1809-м году: это подвиг майора Витязя (по некоторым сведениям - Николая Марковича). Ниже по тексту будет приведён фрагмент, который послужил исторической основой для создания этого панно.
Эти события были изображены А.П.Сафроновым по заказу Павла Максимовича Плахова (офицер, литератор, предприниматель и общественный деятель, в 1870—1910-х годах - автор популярных изданий для солдат, в 1900-е годы — гласный городской думы Киева, член городской управы). Для чего ему потребовался такой рисунок, трудно сказать, но вполне возможно, что он хотел создать описание к этой картине по примеру его пояснительного описания к картине Н.С.Шароватова «Подвиг Ивана Сусанина».
В результате этот рисунок был опубликован в третьем томе журнала «Записки разряда военной археологии и археографии императорского русского военно-исторического общества» и затем в изданном отдельно «Военно-историческом очерке города Анапа» Н.И.Веселовского:
Будет уместным привести известное описание изображенного на картине подвига, который дал А.В.Потто в первом томе своей работы «Кавказская война»:
«До какой степени сообщения с Линией оставались и после того опасными, может служить доказательством следующее дело, бывшее восемнадцатого августа 1809 года. В этот день в Анапу ожидали небольшую команду черноморских казаков, посланную с Линии [Кавказской линии], под начальством есаула Кривошеи. Зная опасность пути, Панчулидзев заблаговременно отправил навстречу к ней две роты двадцать второго егерского полка, с орудием, под командой майора Витязя. Отряд вышел в пять часов утра, а в семь на окрестных высотах уже замечены были из Анапы сильные партии горцев, и скоро затем стала слышна и перестрелка. Тогда Панчулидзев двинул вслед за Витязем еще батальон пехоты, с двумя орудиями, под командой подполковника Краббе, и эта предусмотрительность только и спасла, как увидим, от гибели и Витязя, и Кривошею.
Отряды их были уже друг от друга на расстоянии не более, чем верста, как вдруг из ущелья стремительно вынеслись две партии горцев, под предводительством самого анапского паши, при котором находились и два турецкие орудия; меньшая партия кинулась на егерей, большая обрушилась на казаков Кривошеи.
Сто сорок пять черноморцев, видя невозможность удержать стремительную лаву черкесской конницы, спешились и, не теряя присутствия духа, стали, по казацкому выражению, "на отбой". Точно скала, охваченная волнами разъяренного моря, стояла эта храбрая кучка под бешеным натиском черкесов. Но скоро оба казачьи офицера и многие из казаков были уже ранены. Витязь между тем стремительным ударом в штыки проложил себе путь и около полудня успел соединиться с казаками. Положение русских, впрочем, от того не выиграло. Обложив оба отряда густыми толпами, горцы выставили вперед свои орудия и поражали картечью с самых близких дистанций. В течение двух часов команда отбивалась от неприятеля; все пушечные заряды были уже выпущены, а между тем к горцам прибывали все новые толпы, и положение русских с каждой минутой становилось все затруднительнее и затруднительнее. Из пятнадцати офицеров в строю осталось уже всего только двое. Майор Витязь, получивший несколько ран, лежал возле орудия в совершенном изнеможении, но до конца не переставал ободрять своих подчиненных, заклиная их сражаться до последней капли крови и умереть с оружием в руках. Рядом с ним лежал на земле поручик Козлов, командовавший единственной пушкой. Истекая кровью, с простреленными ногами, он также не хотел оставить своего поста и всякий раз приказывал поднимать себя чтобы лично наводить орудие. Остальные раненые офицеры взяли солдатские ружья и стреляли, понимая, как дорога была каждая лишняя меткая пуля. В этом примере доблестных начальников нижние чины почерпали энергию и мужество, которые позволили им наконец сделать возможным почти невозможное — отстоять орудие, на которое направлялись самые яростные атаки черкесов.
Но в ту минуту, как гибель отряда казалась почти неизбежной, подоспел батальон подполковника Краббе. Он разметал черкесские скопища и спас горсть оставшихся в живых героев.
К крайнему прискорбию, кровавое дело это стоило отряду храброго майора Витязя, не пережившего тяжких ран и через три дня скончавшегося в Анапе. Едва ли кто-нибудь укажет теперь его могилу, но память о нем живет и долго еще будет жить в Черноморском крае, где одна из первых казачьих станиц, перенесенных за Кубань, на вражескую сторону, названа, в воспоминание его блестящего подвига и доблестной смерти, Витязевской.
После этого кровавого боя особенно выдающихся событий в окрестностях Анапы уже не было…»
Таким образом, вышеприведённый подвиг майора Н.М.Витязя и его сослуживцев является примером отваги и доблести русского солдата в защите своей Родины вообще и Анапы в частности.
В завершении описания первого панно стоит заметить, что турецкая крепость Анапа была взята русским десантом с эскадры под командованием капитан-лейтенанта Афиногена Ильича Перхурова 15 июня 1809 года и до конца 1812 года она была под юрисдикцией России. На протяжении этих лет в крепости были усилены крепостные строения, построено большое количество казарм, частных и офицерских домов, шесть батальонных лазаретов, караульные помещения, хлебопекарни, бани и складские помещения. Все эти годы Анапу, которая находилась в окружении воинственно настроенных горских народов, доблестно защищал анапский гарнизон.
На втором панно изображены события 1828 года.
Здесь мы можем видеть инсталляцию, которая демонстрирует крепость Анапу и силы, при помощи которых Анапа была принуждена к капитуляции:
- корабли символизируют эскадру Черноморского флота под командованием вице-адмирала Алексея Самуиловича Грейга, который на протяжении всей осады вела обстрел крепости и курсировала вдоль Черноморского побережья с целью недопущения прорыва к Анапе турецких кораблей;
- четыре всадника символизируют сводный сухопутный отряд под командованием начальника главного морского штаба генерал-адъютанта контр-адмирала князя Александра Сергеевича Меншикова, начальником штаба сухопутного отряда при Меншикове был флигель-адъютант полковник Василий Алексеевич Перовский, Таманским отрядом командовал командир правого фланга Кавказской линии генерал-майор Николай Николаевич Антропов, казачьими полками командовал войсковой атаман полковник Алексей Данилович Бескровный (Безкровный);
- рабочие в правом нижнем углу символизируют инженерный отряд, состоящий из полу-отделения осадного инженерного полка из Бендер и 30-й военно-рабочей роты из Севастополя, который создал инженерные укрепления вокруг Анапы общей протяжённостью свыше шести километров.
На заднем плане за крепостной стеной изображены купола православных храмов, которые символизируют последующие после 1828 года события, которые заключались в многолетней защите уже русской крепости Анапа в частности и русского присутствия на Кавказе вообще.
Изображённые события на следующих двух рельеф-панно относятся к периоду Великой Отечественной войны и символизируют доблесть советского воина, проявленную при освобождении Анапы.
Третье панно относится к периоду оккупации города, если быть точным - к зиме-весне 1943 года, когда в окрестностях Анапы неоднократно высаживались морские десанты, которые своими действиями отвлекали большие силы врага от основного направления планируемого наступления.
На дальнем плане виден десантный корабль и лодка, с которой только что высадился десант. На переднем плане с оружием в руках бегут четыре воина: офицер, солдат и два матроса. Таким образом на панно показан героический десант капитана Дмитрия Семёновича Калинина, чей подвиг свято чтут все анапчане.
На четвёртом панно изображены события, связанные с освобождением Анапы от немецко-фашистских захватчиков.
Напомню, что в освобождении нашего города принимала участие 18-я армия под командованием генерал-майора К.Н.Леселидзе силами:
1. По направлению Верхне-Баканский - Анапа:
- 5-й танковой бригады;
- 132-м танковым батальоном;
- 89-й гвардейской стрелковой дивизии;
- 318-й гвардейской стрелковой дивизии;
- 55-й гвардейской стрелковой дивизии;
2. По направлению р.Озерейка – Сукко – Анапа:
- 20-й стрелковый корпус 176-й стрелковой дивизии;
- 8-я морская стрелковая бригада;
- 81-я морская стрелковая бригада;
3. Вдоль берега с юга на Анапу:
- 107-я стрелковая бригада.
4. С воздуха:
- 11-я Новороссийская штурмовая авиационная дивизия.
5. С моря:
- корабли Черноморского флота.
Первыми в Анапу вошли сапёры 280-го сапёрного батальона 89-й гвардейской стрелковой дивизии, проделывая проходы в многочисленных минных полях (плотность минирования перед Анапой составляла 2500 мин на один километр фронта), пропуская через них наступающие силы Красной армии.
В заключении хотелось бы надеяться, что представленная информация окажет некоторую помощь анапчанам в осознании того, что же на самом деле изображено на стеле «Город воинской славы» в нашем городе и что символизируют эти изображения.
Демидов А.В.
При таком богатом историческом прошлом у г. Анапа такой примитивный и безликий герб города, в котором нет ни какой символичности, торжественности, памяти исторических событий и наличие деталей указывающих на принадлежность города государству Российскому. Позор тому кто разрабатывал и утверждал герб. Опять украли историю Отечества. " Да ведают потомки православных, страны своей минувшую судьбу" А.С. Пушкин.
Гость, нам не с герба воду пить и т.д.
Гость, нормальный герб )))