Сегодня Вашему вниманию предлагаются статьи из газеты «Анапский листок», выходящей в 1909-м году. Представленные статьи повествуют об особенностях купаний в Малой анапской бухте и о поведении приезжих…
Анапские картинки. Кучук-бухта.
Темой служит «собственноручно» виденное услышанное, могущее послужить материалом и для любителей современного эротического жанра и для любителей морального возмущения, порицания и протеста...
Место действия «женская» часть берега Кучук Бухты или песок по усмотрению читателя, ибо картинка, которую собираюсь зарисовать, повторялась уже несколько раз и там, и там и в прошлое лето, и в это (например, это было вчера). Вариации лишь в пустяках. Невдалеке от берега барахтаются купальщицы в разноцветных рубашках и без них. На бережку одеваются уже совершившие обязательный обряд ежедневного купания и раздеваются готовящиеся к нему. Вон трое только что входят в воду, смеясь и взвизгивая от прохладных ласк плавного прибоя. Жарко. Мимо проходят мужчины и женщины, отнюдь не смущающие ни обнаженных, ни полуобнаженных. Ибо давно установлен священный обычай, молчаливое соглашение на нашем берегу моря не обращать друг на друга ровно никакого внимания. И обычай этот чтится свято. Редко, редко, как чудовищное явление, замечаешь нескромный взгляд, нехорошее любопытство.
Вот быстрым шагом пробежал гимназист, мечтательно устремляя глаза вдаль. Солидный старичок с плетеной корзиной для купального «инструментария» скромно опускает глаза долу. Студент с артистической внешностью и таковой же тросточкой усиленно разглядывает что-то в стороне, противоположной морю. Одним словом, все в порядке, по-хорошему.
Но вот и «тип» совершенно других правил.
Интеллигент, в еще мало пропыленном анапской пылью, франтоватом костюме, с ним дама и «ребенок». Они останавливаются против купальщиц, почти рядом с их бельем и начинают по семейному устраиваться на берегу для купания.
Купальщицы, стараясь спрятаться в прозрачной воде, ждут его ухода.
Господинчик расстелил коврик и сел на него.
Купальщицы прячется еще больше и возмущаются.
«Семья», не обращая на них внимания, ведет семейные разговоры. Мамаша разоблачает своего ребеночка.
Купальщицы уже дрожат от долгого сидения в воде. Они кричат, они протестуют. В пылу возмущения они решаются приподниматься из воды и грозить городовым.
К счастью городовой время от времени вспоминает о своих обязанностях и через небольшой промежуток времени купальщицы, уже синие, и чуть не плачущие, радостно созерцают его усатую фигуру, приближающуюся с солидной медлительностью, как то и полагается всем, властью облеченным; начинается диалог между двумя именами существительными мужского рода одного в штатском и другого в форме. Женщины получают еще большую невозможность выйти из воды, одеться во все время продолжения разговора.
Форменный мужчина: «Так что, господин, позвольте вам уйтить. Потому дамы-с!“ (вежливо наклоняет туловище).
Мужчина-нахал: «почему это?!»
Приказано удалять... не полагается...
Я с женой.... Мне можно! резко обрывает «господин» и удобно облокачивается на локоть.
Городовой нерешительно переступает с ноги на ногу, поправляет шашку, потом задумчиво смотрит на купальщиц, которые, понятно, с неутомимым усердием аккомпанируют все время этому диалогу визгом и криком.
Очевидные страдания злополучных купальщиц трогают городового и прибавляют ему решимости... Он пытается растрогать господина:
«Они озябли, говорит он, показывая толстым, твердым пальцем на воду, им надо одеваться».
«Может быть, правда тебе нельзя?» вмешивается и жена.
«Вперед выкупай ребенка, тогда и уйдем - артачится господин. Мы выкупаем ребенка и уйдем говорит он городовому....
Тот задумчиво отходит. Но новый и более сильный взрыв негодующих голосов останавливает его.
Вокруг семьи уже группа прохожих.
Они тоже негодуют и осыпают ее моральными афоризмами с ругательным и презрительным оттенком. Впереди выделяется «некто в синих брюках» «молодежь».
«Вы должны сейчас же убрать его в участок», горячо кричит он городовому.
Очевидно, это что-то напоминает блюстителю порядка, потому что он вдруг преображается.
Будто привешенная к туловищу за шею голова, принимает энергичную позу, брови сморщиваются, шаг теряет обычную «развалку».
«Пожалуйте, господин, в участок», категорически произносит он, трогая упрямца за плечо.... Это было как раз то, с чего нужно было бы начать. Жена, испуганно повторив четыре раза:
«Идем, идем Миша!» собрала свои пожитки и одела уже ревущего ребенка. Потом, крепко ухватив, за рукав своего нескромного Мишу, тащила от злополучного «места происшествия».
Публика и городовой сопутствовали им, все еще высказывая откровенно свои мнения о «господине».
А в это время, за их спиной, из воды медленно выползали на берег, какие-то дрожащие и закоченевшие существа, могущие сообщить много ценного по вопросу о вреде очень продолжительной ванны....
Я сообщил факт.
Для пространных выводов и морали у меня не хватит места, а у читателя терпения.
Формулирую поэтому их вкратце:
— простота нравов вещь хорошая, но исповедуемая в больших размерах вещь нестерпимая. Переступается тот порог, за которым, например, даже интеллигентный мужчина рифмуется со «скотина».
Т.Ф. Науменко.
P.S. Статья была уже набрана, когда я получил со стороны других наблюдательных людей массу самых свежих и самых возмутительных случаев, подобных описанному. В этом году городовой гонял даже какого-то фотографа любителя. Отмечают наплыв в Анапу господ Саниных разных калибров. Будем надеяться, пока, что это клевета на публику.
МЕСТНАЯ ХРОНИКА. Купающиеся в Кучук-бухте.
Удивительные неудобства для купающихся созданы в Кучук-Бухте. Первое, конечно, постройки рыбаков рядом с женской купальней. Еще в прошлом году это вызывало справедливые нарекания. А так как и в этом году осталось по прежнему, даже не позаботились отделить дощатым забором рыбаков от купающихся женщин, то последним приходится самим ограждать себя хотя бы расстоянием. Они жмутся к купальне, густо сдвигаются слишком вправо. И тут второе неудобство. Спуск по откосу общий и для мужской и для женской купальни и проходит внизу, как раз мимо раздевающихся и уже голых женщин. Стыдливые мужчины жалуются, что это; заставляет их предпочитать более далекую центральную купальню.
Второй спуск для мужской купальни прямо необходим для удобства купающихся.
С другой стороны следовало бы строго следить за поведением «нескромных» мужчин. Ежедневно кто-нибудь из них выползает на наружный балкон купальни и беззастенчиво демонстрирует «формы своего тела». Зрелище вовсе неприятное и возмутительное не только для женщин.
**********
В купальне Малой бухты опять инцидент на этот раз между двумя Екатеринодарцами Аведовыми и нашим ветеринарным врачом Надеждиным. Последний возмутился рассматриванием первых с площадки купальни в бинокль купающихся женщин и указал на неприличие их поступка. Начались пререкания. Господа Аведовы прекратили свое любопытство лишь тогда, когда это предложил им сделать проходивший мимо пристав.
— Нас просят обратить, что в общие купальни допускаются дети и взрослые, больные заразительными накожными болезнями. Состоящие при купальнях служителя объясняют недовольным такими порядками, что управа не дала им никаких указаний, как поступать в таких случаях. Управе следует обратить свое внимание на эти справедливые жалобы со стороны публики.
Безобразия в Кучук бухте.
Сегодня 15-го июля какой то нахал, в 7-ом часу утра, позволил лежать себе совершенно раздетым по дороге, ведущей к женским купальням. Вероятно, он принимал так называемую солнечную ванну. Но место выбрал неудачное и тем самым лишил женщин возможности купаться.
В тоже время два какие-то савраса около той же купальни купали собаку и что бы заставить ее идти в воду швыряли камнями в женскую купальню.
Наблюдения в бинокль мужчинами купающихся с берега женщин по прежнему продолжаются, а некоторые нахалы без церемонии располагаются среди женщин купать своих детей.
Чтобы положить конец этим безобразиям, следовало бы установить в Кучук-бухте постоянный пост го родового, чтобы привлекать к денежному штрафу всех лиц, допускающих на берегу безобразия. Городовому же следует вменить в обязанность не позволять спускаться к морю в других местах, кроме существующих спусков, во избежание обвала берега.
Известно, что в прежние годы, всегда, во время купанья в Кучук-бухте, был пост городового. В этом году отцы города почему-то находят ненужным поддерживать порядок в этом бойком месте.
Купающийся.
МЕСТНАЯ ХРОНИКА.
Анапа, помимо всех прочих своих достоинств, славится простотою костюмов, которые носят здесь приезжие. Но вчера два каких то господина побили рекорд простоты, а вместе с тем и приличия. В половине второго часа дня, из малой купальни в Кучух-бухте, вышли два субъекта в и соломенных шляпах и в туфлях на босу ногу, но один был в ярко красной, женской, коротенькой блузке, надетой прямо на голое тело, а другой в одной синей рубахе и лишь для приличия завернут ниже пояса в белую простыню. В таком виде эти господа, вероятно, пришли в купальню в таком виде вышли, поднялись мимо всех купающихся женщин и детей наверх и прошли по Серебряной улице. Дальше в опрощении костюма идти некуда, разве только остается фиговый лист.
Но, оставляя шутки в сторону, обращаю через посредство Вашей газеты внимание кого следует на этих двух, несомненно, ненормальных господ, за которыми очевидно нужно наблюдение.
Приезжий.
*****************
На следующей неделе будет приобретена и размещена в электронной библиотеке сайта anapatoday.com еженедельная анапская газета "Земля и народ", выходящая в Анапе в 1906-м году.